Синдром Стендаля

Синдром мне этот не грозит. Я, человек натренированный.. немного)..

А вот если вы боитесь «заболеть», не хотите испортить своё первое ещё несостоявшееся впечатление или считаете скучным столкновение с достаточно большим количеством информации касательно живописи, да причём, сдобренной лично-личным мнением, — перелистывайте пост).


Хочу здесь записать на память свои мысли после посещения Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Тот случай, когда отложив все дела нужно/хочется сделать пост, пока в памяти свежи воспоминания и ощущения.. импрессия, одним словом. В то время как, архитектурно-пейзажный московский фото-спам может и подождать. 

Если бы у меня было больше времени и места в памяти телефона, меньше ума и никакого самообладания, я бы сфоткала почти каждую картину в трех типах — издалека, в размер экрана и вблизи (чтобы в мельчайших деталях были видны особенности техники, мазки, фактура и палитра). Но я всё это сделала тактико-визуально — отмерив шагами и запомнив глазами. Хотя, конечно, нафотографировала я всё-таки достаточно много, но здесь размещу только самое «интересное». Самое «красивое» из того, что мне всегда нравилось и то, что стало для меня чем-то новым.

Галерея не такая уж и большая, я «осилила» бы больше.. у меня осталось время от запланированного, и я посидела ещё полчасика на лавочке перед Моне, подумала о смысле жизни и всё такое..

И да.. В такие места лучше ходить в одиночестве, по крайней мере в первый раз. Чтобы ничто не мешало получить правильное первое впечатление от знакомства с прекрасным.


Прочитанное — не судить. Ни строго, ни вообще. Мнение моё хотя практически и дилетантское, несмотря на «натренированность»), однако «синдром самозванца» мне также не грозит, да и личный блог на то и личный!


Итак, поехали..

Предшествующий походу в музей день был вдохновлен концептом арендованных апартов. С удовольствием полистала всякие такие интересненькие книжки) 

Утренняя прогулка по городу по правильному маршруту — настраивает на встречу с прекрасным.

Хотя, конечно, в центре Москвы любой маршрут будет вдохновляющим. Главное выбрать время, — чтобы поменьше туристов (особенно китайцев в масках или без)) и спешащих москвичей. Время посещения музея сразу после открытия и за пару часов перед закрытием тоже будет удачным в связи с наименьшим количеством посетителей.

Я начала осмотр с Сезанна, который в большинстве представлен здесь какими-то совсем уж «детскими» работами.. (Но это я еще Матисса не видела!!) Если бы не «Арлекин и Пьеро», классические «Персики и груши», да ранняя мрачная «Сцена в интерьере», ставшая первым сезанновским приобретением мецената Морозова.. 

 Хорошо, что потом пошли Сислей и «загородный» Писсарро, и мне немного полегчало)

Отмечу, но не покажу красивого Ренуара, оставлю на память оригинального в своем пуантилизме Синьяка, сравню Брака и Пикассо, родных как братьев в деле раздробления объектов (обе работы 1909 года, и кто у кого «списывал» — непонятно), удивлюсь тому, что Дега своих танцовщиц и другое, оказывается, рисовал пастелью, и поскорее перейду к Моне!

Ах, да! «Девочка на шаре» Пикассо, наравне с Ван Гогом и Моне, была одной из моих главных «целей» в этом музее.

Вопреки моему прежнему представлению, картина довольно большая, почти 1х1,5 метра, занимает в галерее отдельную стену, поэтому пусть и здесь займет почетное отдельное место.

Пикассо, кстати, был очень производительным, и даже если учесть его долгую, более 90 лет жизнь, — 20 тысяч работ это невероятно много-много.

Неординарный человек неординарен во всем. Ведь его полное имя также содержит много-много имен, целых 23 слова — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.


Теперь Моне! Что тут сказать.. На Моне нужно смотреть!!

Теперь еще немного «удивительного» и «интересного», и перейдем к Ван Гогу и Матиссу.

Итак, у Мунка, оказывается, есть «нормальные» работы)) Правда и эта имеет вариации.. ну как он всегда любил. Все же знаем про 4 версии «Крика» и семь версий «Поцелуя».. Вот что это? талант или недостаток фантазии?!

Увидела в живую Жюль Бастьен-Лепажа, который мне очень нравится. Эта картина, наравне с теми, что я уже знала в деталях — «Жанна Д’Арк» и «Октябрь. Сбор картофеля» — также реалистична и детально прорисована и очень-очень большая.

Поль Гоген удивил: даже в натюрморт с фруктами умудрился вставить страшно-синюю-кривую (прости, господи) таитянскую рожу. Но вот пейзаж его хорош, правда назван он странно «Смерть» (MATAMOE, с таитянского). Сам Гоген объяснял это название так: когда однажды он пошёл с таитянином рубить деревья, он почувствовал, как в нём погибает европейский цивилизованный человек и рождается дикарь. М-даа, может не надо было в одной комнате с Ван Гогом жить?))

Напомнил, кстати, пальмовый Гоген о Гоа, надо бы запостить фоточки с морей.. (done✔️)

Запомнился занятный Анри Руссо с колоритной музой и не менее колоритной техникой. Знала его раньше, но в живую интереснее.

Ну и Кандинский иногда такие краски выдавал! Что не скажешь о смысле.. Ну где там две лошади? Реалисту не дано понять. Кстати, не поняла, почему он оказался во всей этой компании.. видимо, как эмигрант.

Теперь любименький Ван Гог. Просто смотрим и наслаждаемся. Его, к сожалению, немного там.. Выклыдываю «красивое», хотя в живую даже «Прогулка заключённых» как искусство. 

Хотелось бы уже закончить, но нееет)) Покажу «превооткрытия». То, что не видела/не слышала ранее, но понравилось и запомнилось. И про Матисса бы не забыть!).

*Сейчас поняла, что не сфотографировала нормально ни у одной их этих картин ни автора, ни название. Короче, загадка на будущее. Сейчас времени нет уже))

Итак, Матисс.. Что-то я раньше пристально не вглядывалась.. Но первые две.. два огромных «детских» рисунка, представших перед моим взором поразили просто.. фото не передает, но это чистая правда!)) 

Марокканский триптих уже больше «похож на дело».. Были и другие знакомые мне работы Матисса, но я всё ещё не могу «отойти» от первых двух))

И вот в соседнем зале, точнее через зал, среди других я вижу две картины, подписанные «Матисс». Честно, вернулась на два зала назад, чтобы сверить годы жизни, ну может был ещё один Анри Матисс. Но нет, всё тот же.. Вот такое творческое разнообразие.

Это академически талантливо. Прощаю ему детские «каляки»)) 

А теперь серьёзно. Две последние картины — ранние, классичные, как понравится публике. Те, что выше — под влиянием фовизма, знакомства с арабским миром, поиск своего уникального творческого «Я». И надо признать, что Матисс его несомненно нашёл, оставив глубокий след в истории мировой живописи.

..Блин, но первые два «рисунка» это всё-же слишком.. Репродукции в книгах их сильно приукрашивают))

И вообще! В этом музее из всего Матисса мне больше всего понравилась палитра Матисса)).


P.S. Кстати, пока «вспоминала» названия некоторых картин, насмотрелась в интернете разных дико-ярких фоток из этого музея. Могу сказать, что правильно выстроенное освещение на момент моего присутствия и камера моего смартфона максимально близко передают реальные оттенки.


И ещё, в понимании концепции музея мне помог когда-то просмотренный документальный фильм Леонида Парфёнова «Глаз Божий», как раз о том, как меценаты Морозов, Щукин, Третьяков скупали эти и другие картины и предметы искусства, и именно из их собраний в рамках революционной экспроприации начала 20 века, как «добровольной», так и принудительной, и была по большей части составлена коллекция музея.

Отличный фильм! Пересмотрю его ещё раз, и не раз.


Ещё по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *